Так получилось, что в результате социально-экономических и политических катаклизмов 1990-х годов стоявший на мировом уровне российский нефтегазовый сервис был практически полностью разрушен и децентрализован. Резкая активизация на российском нефтегазосервисном рынке иностранных транснациональных корпораций, принесших с собой не только деньги, но и новые технологии, привела к тому, что очень скоро отечественные нефтегазодобывающие компании оказались, в значительной степени, в технологической зависимости от них. Ситуация усугублялась тем, что ряд компаний (например, «Роснефть», «Лукойл», «ЮКОС», «ТНК-ВР») специально избавлялись от своих сервисных подразделений, как от ненужного балласта, превращаясь целиком в потребителей западных технологий. Особенно актуальна эта проблема в сфере освоения шельфа и нефтепереработки, где используется особенно много западной техники и технологий. Ни для кого не секрет, что при реализации проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий России в области нефтегазопереработки и нефтехимии превалируют зарубежные инжиниринговые фирмы. Их выбирают в качестве генеральных подрядчиков и передают функции по управлению проектами. В результате иностранцы выполняют основную долю работ по проектам, включая разработку предпроектной и рабочей документации, а также поставку оборудования. На долю отечественных компаний остается лишь выполнение разрешительной документации, а также участие в подготовке рабочей документации. Существуют и другие профессиональные области, в которых приоритет отдается иностранной продукции, персоналу и технологиям. Абсолютное большинство производителей этих продуктов находятся в странах инициаторах или поддерживающих санкции. Тем не менее, сегодня в российском нефтегазовом бизнесе существует современные технологии, способные составить конкуренцию западным аналогам. На протяжении более чем 20 лет российские ученые ведут интенсивную работу по их усовершенствованию. И сегодня высокопроизводительные вычисления, о которых и идет речь, переживают свое второе рождение, поскольку возросший интерес к российским инновациям создает благоприятную почву для развития суперкомпьютерных технологий и их активного использования в нефтегазовой отрасли.
Суперкомпьютеры и их развитие
Создание и применение современных суперкомпьютеров стало одним из основных направлений в ведущих странах мира. Определение понятия «суперкомпьютер» не раз было предметом многочисленных споров и обсуждений. Чаще всего авторство термина приписывается Джорджу Майклу (George Anthony Michael) и Сиднею Фернбачу (Sidney Fernbach), в конце 60-х годов XX века работавшим в Ливерморской национальной лаборатории, и компании CDC. Тем не менее, известен тот факт, что ещё в 1920 году газета New York World (англ.) рассказывала о «супервычислениях», выполняемых при помощи табулятора IBM, собранного по заказу Колумбийского университета. В общеупотребительный лексикон термин «суперкомпьютер» вошёл благодаря распространённости компьютерных систем Сеймура Крэя, таких как, CDC 6600, CDC 7600, Cray-1, Cray-2, Cray-3 и Cray-4 Сеймур Крэй разрабатывал вычислительные машины, которые, по сути, становились основными вычислительными средствами правительственных, промышленных и академических научно-технических проектов США с середины 60-х годов до 1996 года. Не случайно в то время одним из популярных определений суперкомпьютера было следующее: — «любой компьютер, который создал Сеймур Крэй». Сам Крэй никогда не называл свои детища суперкомпьютерами, предпочитая использовать вместо этого обычное название «компьютер». В конце 90-х годов высокая стоимость специализированных суперкомпьютерных решений и нарастающая потребность разных слоёв общества в доступных вычислительных ресурсах привели к широкому распространению компьютерных кластеров. Эти системы характеризует использование отдельных узлов на основе дешёвых и широко доступных компьютерных комплектующих для серверов и персональных компьютеров и объединённых при помощи мощных коммуникационных систем и специализированных программно-аппаратных решений. Несмотря на кажущуюся простоту, кластеры довольно быстро заняли достаточно большой сегмент суперкомпьютерного рынка, обеспечивая высочайшую производительность при минимальной стоимости решений.
Общие затраты в суперкомпьютерной области измеряются миллиардами долларов. Производительность суперкомпьютеров на протяжении последних 20–30 лет возрастала ориентировочно на порядок за каждое пятилетие. Это отчетливо прослеживается по всей совокупности выпускаемой продукции, и нет оснований сомневаться в продолжении этой закономерности на следующее десятилетие. По оценке американских экспертов, стоимость выпускаемого на рынок нового суперкомпьютера на 80–85 % окупается возможностями эффективного и быстрого его применения для решения конкретных задач. Более того, перспективы развития суперкомпьютеров в ближайшем будущем в значительной степени будут определяться успехами вычислительной математики. Суперкомпьютеры сегодня используются как в нефтегазовой отрасли, так и в ряде других областей. Наряду с расширением областей применения происходит усложнение и увеличение количества задач в областях, традиционно использующих высокопроизводительную вычислительную технику. В настоящее время выделен круг фундаментальных и прикладных проблем, эффективное решение которых возможно только с использованием сверхмощных вычислительных ресурсов. Этот круг включает следующие задачи: структурную биологию, разработку фармацевтических препаратов, генетику, астрономию, транспортные задачи, гидро- и газодинамику, управляемый термоядерный синтез, эффективность систем сгорания топлива, геоинформационные системы, распознавание и синтез речи, распознавание изображений и многое другое.
Развитие системы высокопроизводительных вычислений в нефтегазовой отрасли
Понятие замыкающих технологий сегодня очень тесно взаимосвязано с системой высокопроизводительных вычислений. По своему характеру замыкающие технологии отрицают технологии господствующего технологического уклада. Сегодня развитие системы высокопроизводительных вычислений для нефтегазовой отрасли это одна из наиболее актуальных задач, которая позволит реализовать целый комплекс технических и технологических задач, связанных с повышением эффективности добычи углеводородов. Эффективность работ в нефтегазовой отрасли непосредственно связана с применением мощных суперкомпьютеров для решения масштабных расчетных задач, обеспечивающих качество поиска и разведки нефтегазовых месторождений, повышение продуктивности действующих скважин и снижение экологического ущерба при их разработке. Все ведущие зарубежные лидеры нефтегазовой отрасли давно работают над созданием и внедрением ВПКВ, без которых совершенно немыслимо будущее нефтегазовых компаний. Это выражается, прежде всего, во внедрении на практике в виде различных концепций единого комплекса разнородных подсистем информационного сопровождения процесса бурения и добычи углеводородов, в рамках которого все участники процесса разработки и эксплуатации работают в едином информационном пространстве. В России есть целый ряд высококонкурентоспособных технологий нефтегазового сервиса, зачастую качественно превосходящих имеющиеся аналоги на международном рынке. Тем не менее, вопреки своему доказанному превосходству, внедрение таких технологий нередко встречает сильное противодействие со стороны традиционных лидеров международного рынка нефтегазосервисных технологий. Кроме того, очень часто можно наблюдать подобное поведение и со стороны отечественных нефтегазодобывающих компаний, которым гораздо привычнее работать по устоявшимся схемам. Среди высококонкурентноспособных отечественных технологий можно выделить систему интерактивного управления жизненным циклом нефтегазовых месторождений «Унофактор». Любое технологическое решение, задействованное в данной системе, российского или зарубежного происхождения, дополняет и расширяет возможности остальных используемых технологий, обеспечивая при этом полную совместимость и масштабируемость на любом уровне совместного использования. Появление любого технологического решения в структуре системы «Унофактор» автоматически означает, что данное технологическое решение использует и ориентировано на использование высокопроизводительных компьютерных вычислений.
Принципиальные решения
В настоящее время руководство страны уже задумалось над тем, каким образом можно соединить перспективные отечественные разработки в единую информационную систему или информационное пространство, как создать замыкающую технологию в нефтегазовой отрасли. В настоящее время уже существует множество предпосылок к тому, чтобы развернуть полномасштабную работу по практическому использованию замыкающих технологий в различных отраслях экономики. Так, например, несколько месяцев назад в нефтегазовой отрасли было принято кардинальное стратегическое решение о создании единой информационной платформы для обеспечения деятельности нефтегазовых компаний. Это будет некая совокупность уже существующих в отрасли специализированных продуктов и решений. Основная задача Открытой информационной системы — стать фундаментом для использования существующего в отрасли мощнейшего интеллектуального потенциала. В настоящее время отдельные элементы будущей системы уже используются некоторыми компаниями. Так, например, ОАО «Газпром» активно применяет импортозамещение программных продуктов в рамках работ по геомеханическому моделированию . В данном конкретном случае использовалась система управления жизненным циклом нефтегазового месторождения «Унофактор», в рамках которой уже сейчас разработаны и функционируют отдельные элементы будущей системы. Это – отечественные специализированные программы для геолого-гидродинамического моделирования (tNavigator компании РФД), хранения и анализа данных (платформа АТОЛЛ компании ОТ-ОЙЛ), трехмерной визуализации экстремально-масштабных данных (3DeepView компании НПО «СНГС») и др. Кроме того, 1 сентября 2014 года Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым было подписано распоряжение о реализации с 2015 года научно-технической программы «Исследования и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства» «СКИФ-НЕДРА». Одной из задач программы является повышение эффективности практического использования отечественного специализированного программного обеспечения в нефтегазовой отрасли с учетом решения проблем информационной безопасности и обеспечения технологической независимости России и Беларуси. К созданию системы будут привлекаться ведущие отечественные и зарубежные эксперты. В рамках этого проекта должны быть разработаны единые стандарты форматов и интерфейсов, которые вместе с существующими и планируемыми ресурсами суперкомпьютеров будут доступны для всех разработчиков программного обеспечения в области. При наличии такой системы задача создания российского программного обеспечения для нефтегазовой индустрии может быть решена в течение 1.5 – 2 лет. Система должна содержать в свободном доступе постоянно обновляемую информационную базу профильных открытых национальных, международных стандартов обмена данными, стандартов ISO, программно-технических требований к программным продуктам в области разведки, добычи и транспортировки нефти и газа, а также технических регламентов на их применение. Кроме того, система предоставит специалистам предметной области, IT-специалистам, разработчикам аппаратных решений единую нейтральную площадку для совместной работы, обсуждения и продвижения открытых стандартов по обмену данными. Кроме этого, она обеспечит эффективную консолидацию, интеграцию и настройку существующих в России и в странах Евразийского экономического союза, программных продуктов в области разведки, добычи и транспортировки нефти и газа. Таким образом, успешная реализация замыкающей технологии в нефтегазовой отрасли позволит при сравнительно небольших затратах ресурсов, увеличить в разы уровень добычи нефти и газа, а также повысить конкурентоспособность российских компаний, работающих в этой отрасли.